Человеческие жертвы в той или иной форме существовали решительно повсюду. Если против них и боролась иудейская религия, то это доказывает только, что они существовали некогда и у евреев. В Австралии и Африке человеческие жертвы приносили вплоть до ХХ века. В Полинезии и Новой Зеландии этот обычай существовал еще в ХVIII столетии. Не менее распространен он был и среди индейцев в Америке. В Европе особенно прославился своей жестокостью культ кельтов. Но и греки, и римляне, и германцы, и славяне также приносили человеческие жертвы, а у населения Индии до сих пор встречается один род человеческих жертвоприношений.

Следует различать два главных рода человеческих жертв в зависимости от целей. Одни жертвы приносят с целью съесть душу умершего, другие же с тем, чтобы доставить ей спутника или вообще оказать ей какую-либо услугу. В обоих случаях принесение в жертву может считаться весьма почетным для самой жертвы.

Наиболее известный пример второго вида жертвоприношений представляет сожжение вдов в Индии ( сати ). Этот обычай известен с незапамятных времен. Уже в древнейшем сборнике индуистских гимнов – ” Ригведе ” мы находим указания вдовам: ложится в погребальный костер рядом с телом мужа. Примеры сожжения содержатся также в эпических поэмах ” Рамаяна ” и ” Махабхарата “.

Первоначально сати считалось своего рода привилегией избранных. Его совершали лишь вдовы военачальников и правителей. В огромном погребальном костре махараджи Виджаянагара , вместе с телом правителя, нашли смерть одновременно три тысячи его наложниц и жен. С телом раджи Танджора были сожжены две его жены. Их обугленные кости измельчили в порошок, затем смешали с варенным рисом, и накормили им двенадцать жрецов одного из храмов, чтобы искупить грехи умерших. Постепенно обычай сожжения вдов распространился и на представителей высших каст.

В настоящее время в Индии ежегодно регистрируется несколько случаев сати. Причем различают два его вида: ” сахамарана ” ( смерть вместе ), когда вдов сжигают одновременно с трупом ее мужа, и ” анумарана ” ( смерть в одиночку ), когда вдова погибает в огне уже после кремации тела супруга, во время которой она была ” не чиста “.

Обычай сожжения вдов вытекает из древнейшего и очень распространенного представления о том, что все люди, которыми владел умерший, должны остаться в его владении, в противном случае дух будет преследовать своим мщением того, кто захватил его собственность. Поэтому вместе с умершим и хоронили в количестве, соответствующем его богатству и общественному положению, рабов, рабынь и жен, души которых, по мнению индусов, продолжали служить своему господину и на том свете. При известных обстоятельствах для жертв такая судьба являлась даже своего рода преимуществом: дух уважаемого предводителя постоянно получал от своего племени богатые дары; часть их доставалась, по представлениям индусов, и рабам этого предводителя, которым никто не пожертвовал бы и пригоршни воды, если бы они умерли естественной смертью.

У народов, населявших север Европы, человеческие жертвы были тоже распространенны,самым заветным желанием человека было попасть после смерти в общество Одина, божественного царя. чтобы достигнуть этого, ускоряли даже свою кончину и самовольно лишали себя жизни, так как умершие естественной смертью не могли попасть в число избранных.

Сожжение вдов в Индии есть только остаток обычая, ранее весьма распространенного. Существование его можно объяснить только той непоколебимостью, которой отличалась вера первобытного человека в духов. Приношение человеческих жертв при похоронах умершего существовало и у греков времен Гомера, и у германцев, и у славян. Сведения об этом обычае существуют относительно германских руссов; что же касается славян, то еще христианские миссионеры сообщают, что у них жены следовали в могилу за своими мужьями. В Гренландии эскимосы вплоть до ХVIII столетия хоронили живого ребенка вместе с матерью, если она умирала до отнятия ребенка от груди; кормление же ребенка грудью прекращалось у них только на четвертом году.

Есть даже такие народы, которые из своих представлений о духах вполне последовательно вывели, что можно убить человека не только для служения духу, но и вообще, чтобы дать его душе какое-либо полезное назначение. Европейцы еще в XIX столетии встретились с подобными представлениями в Сиаме. Здесь туземцам понадобилось для вновь выстроенных ворот приобрести духа-покровителя, который предупреждал бы их знамениями об угрожающих опасностях, что считалось у них обязанностью всякого доброго духа. Король назначил для этой цели человека, который ему случайно попался в это время на глаза, и все считали это почетным для избранного отличием. С ним тотчас же начали обращаться как с божеством. Его накормили роскошным обедом, во время которого король объяснял ему, в чем состоят его будущие обязанности в качестве духа-охранителя ворот. Затем этого человека убили.