До того как возникла авиация и появились электронные технологии, путешествие по океанам было единственным способом сообщения с дальними странами. Даже в наши дни самым экономичным способом перевозки товаров является отправка их кораблями по океанским торговым путям, правда, в данном случае используются более вместительные суда. Почти все коммерческие суда сегодня имеют электродвигатели и, соответственно, перемещаются быстрее и не зависят от направления ветра. Но остались еще и суда, управляемые парусами.
На западном побережье Мадагаскара торговцы до сих пор используют большие парусные лодки для перевозки соли и других товаров. Маленький городок Бело Су Мер является центром кустарной промышленности по постройке шхун, которые изготавливаются по одному образцу, почти похожему на классическое пиратское судно 18 века. Эти элегантные шхуны ходят по тем местам, которые когда-то были одними из самых оживленных торговых путей в мире и вдоль которых располагались острова специй в Индийском океане, экспортировавшие ваниль и другие пряности.
Полинезийцы начали исследовать Тихий океан приблизительно 5000 лет назад, а примерно к периоду 1000 лет назад они достигли большинства самых отдаленных островов на Земле. Гавайи расположены в 3700 км от ближайшего материка, а остров Пасхи – почти 2090 км от ближайшего населенного острова. Сам факт того, что полинезийцы сумели добраться до столь далеких новых земель, на своих первобытных парусных лодках, является образцом неукротимости человеческого духа, нацеленного на преодоление любых границ и исследование мира в самых экстремальных ситуациях.
Полинезийцы были первоклассными моряками, первыми покорявшими океанские просторы. На своих простых, но в то же время удивительно приспособленных для выхода в океан парусных лодках с выносными уключинами они могли преодолевать большие расстояния с минимальным количеством пищи и воды. Но их самым невероятным достижением было развитие потрясающих навигационных навыков: ориентируясь по природным явлениям и определенным знакам, они могли вычислить свое местонахождение и направление движения судна. Конечно, на их пути таилось немало опасностей, и наверняка бессчетное количество этих путешественников гибло, не добравшись до конечного пункта своего путешествия.
С появлением компасов, карт, а теперь и GPS навыки тихоокеанских штурманов достигли больших высот, но на одном или двух полинезийских островах местные люди делают что-то невероятное. Остров Яп – центр Япской империи в западной части Микронезии. Когда-то его жители были одной из самых могущественных цивилизаций в Тихом океане. На протяжении многих тысячелетий мореплавание было неотъемлемой частью местной культуры. Но в последнее время большинство островных жителей потеряло интерес к традиционному занятию.
С целью не допустить того, чтобы бесценный опыт мореплавания их предков пропал, островные жители создали навигационную школу.
Здесь ничего не записывается; все азы постигаются под наблюдением опытного штурмана, чтобы, оказавшись в море, ученики руководствовались только тем, что осталось в их головах. Они должны научиться определять направление движения своей парусной лодки и ее местонахождения по положению солнца и звезд, характеру волн и погоды, а также по движению рыбы и птиц. им придется запомнить карту причудливого расположения островов по отношению друг к другу, а также овладеть мистическим умением интуитивно читать движение океана, направляя свое судно.
Периодически школа проверяет успехи своих учеников, отправляя их в плавание к соседним островам, иногда за несколько сотен километров. В этих путешествиях не только оттачиваются приобретенные ими навигационные навыки, но и проверяются общие знания.