Археологические находки свидетельствуют о том, что примерно 11 000 лет назад произошла революция в системе наших взаимоотношений с животными, обитавшими в лугах, что радикально изменило образ жизни людей и сформировало новые культуры. Люди начали приручать травоядных животных. Из охотников, выискивающих крупную дичь, мы превратились в их защитников. А хищники, составлявшие нам конкуренцию. стали нашими злейшими врагами. Став пастухами, люди осознали такое понятие, как ” имущество “, и приговорили себя к бесконечному поиску свежей травы.

В расположенной в глубине материка долине Омо в южной части Эфиопии живут племена аборигенов сури и их заклятые враги – ньянгатом. Их культуры различны, но оба племени привязаны к своему скоту и пастбищам. Скот дает достаток и статус, но также приводит к опасным конфликтам. Чтобы жениться, мужчина должен иметь довольно большое стадо рогатого скота, примерно 40 голов. Это требует большой самоотдачи или же вынуждает устраивать облавы на соседний скот. В настоящее время многие представители племени сури носят с собой автоматы Калашникова ” АК-47 “, полученные в обмен на скотину из зон конфликтов на границе с Суданом. Но тем, у кого нет автоматов и боеприпасов, требуется немалое мужество, чтобы защитить свое стадо.

Хороших пастбищ мало, и когда мужчины сури идут на поиски лучших мест для выпаса животных, они рискуют встретить грабителей племени аборигенов ньянгатом, а также львов и леопардов ( которых здесь немало). В обоих случаях защита своей скотины может вылиться в смертельно опасную битву. Поэтому молодым сури необходимо научиться управлять своими эмоциями и быть храбрыми, чем они и занимаются, участвуя в жестоких состязаниях с применением палок донга.

Трое аборигенов путешествуют вместе в поисках травы для своих коров. Молодые люди могут отсутствовать в своих деревнях неделями, и все это время они существуют за счет своих коров. Кровом для них будет грубо выполненный навес из веток, покрытый воловьей кожей. Ночью они загоняют скотину в огороженный терновником загон. А на рассвете им нужно будет первым делом вновь разжечь огонь из оставшейся золы, вокруг которого греется скотина. Когда один из них доит свою любимую корову, используя калабаш ( тыкву-горлянку), он делится молоком со своими друзьями, а затем выливает последние капли в углубление, которое он делает пяткой в навозной куче, чтобы его собака тоже могла попить.

Затем парни выбирают корову, которой пускают кровь, чтобы набраться силы для грядущего дня. Пока один держит корову за голову, нагибая ее вперед, другой закрепляет жгут вокруг ее шеи, а третий выстреливает маленькой стрелой в теперь уже набухшую яремную вену, выпуская фонтан крови. Затем жгут отпускают, и рана закрывается. Присев позади коров, юноши все вместе пьют кровь, выплевывая сгустки.

Как только мальчик способен поднять палку, он начинает практиковаться в донге, особом боевом искусстве, которое требует многих лет тренировок и в котором существуют названия для каждого выпада и отбива.

Палка, с помощью которой ведется бой, называется донга, она длиной два метра, с вырезанном на конце фаллосом. Они очень крепкие и гибкие, так что ими можно хлестать как кнутом. В состязаниях с донгой молодые мужчины-сури из соседних деревень сражаются друг с другом в надежде стать храбрыми мужчинами, способными биться до смерти, защищая свою скотину.

Перед сражением они пьют коровью кровь, моются, раскрашивают свои тела, а затем надевают на себя ” доспехи “, сделанные из сплетенных трав. Стоящие вокруг тесным кольцом зрители образуют бойцовский ринг. Нервничающие новички принимают боевую стойку и начинают размахивать своими донгами в воздухе, правда, пока не очень уверенно. Но когда к ним присоединяются два бойца, напряжение нарастает. Обнаженные дуэлянты неистовы и жестоки, льется кровь. Опытные бойцы сломали пальцы, нанесли полосные раны и изуродовали черепа. Но если ты способен принять удары и свалить с ног своего соперника, тогда ты докажешь себе и своему племени аборигенов, что готов защитить свой скот. Победителей состязания, его товарищи несут на своих плечах, чествуя его, в то время как проигравшие окровавленные участники уходят с позором.