Приключения япских моряков помогают взглянуть на те удивительные навыки и умения, которые требовались первым людям, чтобы заселить Тихоокеанский регион. Но сам факт того, что они добрались туда, был далеко не единственным достижением наших предков-мореплавателей. Не менее сложным и опасным было выжить и адаптироваться к жизни на маленьких, изолированных островах,
найдя способ наиболее экономично использовать ограниченные запасы пресной воды, деревьев и плодородной почвы.

Даже в наши дни тихоокеанские островные жители нашли многократное применение такой скромной, но вездесущей кокосовой пальме – классический пример их изобретательности. Дерево используется в строительстве – от домов до лодок, растительное волокно – для изготовления одежды и бечевки, из крупных листьев плетутся циновки и сетки от насекомых, а орехи идут в пищу и для питья.

На острове Новая Ирландия, принадлежащим Папуа-Новой Гвинее, жители поселения Тембин и Конту славятся своими отношениями с акулами, патрулирующими местные прибрежные воды. Они считают их одновременно грозными хищниками, достойными поклонения, но также и надежным источником пищи. Чтобы поймать акулу, требуется сочетание великолепных охотничьих навыков и, по их вере, хороших отношений с духами акул. Процесс охоты на акул для них заключается не столько в преследовании, сколько в заманивании.

Прежде чем охотник на акул отправится в море на своем каноэ с выносными уключинами, он должен выполнить особые ритуалы, чтобы охота на акул была успешной. Он не ест в течении всего дня, спит на пляже и воздерживается от секса. Он молится и поет, обращаясь одновременно к своим предкам и богам. И только после того, как все необходимые церемонии выполнены, он может выходить в море. Когда охотник на акул спускает свое каноэ на воду, он бросает четыре или пять камней в воду, чтобы разбудить духа акул. А затем, как только он подгребет к одному из своих священных мест для охоты на акул, церемония продолжится.

Заклинатель акул разговаривает, поет и монотонно повторяет определенные фразы, чтобы приманить акулу поближе к лодке. Он верит, что акула должна согласиться быть пойманной и у него это получится, если духов правильно ублажили.

И хотя по большей части все, что делает заклинатель акул, кажется суеверием, за этими действиями скрываются реальные знания. Он использует кокосовую погремушку, которой энергично трясет в воде. Скорее всего, это действие имитирует процесс кормежки рыб, когда они собираются в стаю, что может привлечь акулу. Если заклинатель обнаружит вблизи плавник акулы, он попытается приманить ее поближе, продолжая держать в воде шест с привязанной к нему рыбой.

Это долгий процесс, требующий большого терпения, акулы умные и удивительно капризные. Они могут подплыть поближе, но потом неожиданно уплыть, если их что-то насторожит. Но все же иногда акулу можно медленно приманить, когда она плывет вдоль каноэ, достаточно близко. Охотник на акул забрасывает ей на голову кокосовую петлю, прикрепленную к винтообразному кусочку дерева, и крепко затягивает ее.

Акула энергично извивается, стараясь уплыть в море, заклинатель отпускает ее, но плавучее деревянное весло, которое теперь прикреплено к ее спине, не дает ей нырнуть. В конце концов, когда сопротивляющаяся акула начинает уставать, охотник на акул вытягивает ее на свое маленькое каноэ и убивает деревянной дубиной.

Если все прошло прошло успешно, заклинатель свистит в раковину, чтобы сообщить остальным жителям деревни, что акула позволила поймать себя. Этот звук всегда бывает встречен громким ликованием, так как означает не только добычу столь желанного пропитания для жителей, но и то, что пока духи моря ублажены.

Как и большинство традиций и обрядов местных народностей, практика приманивания акул сейчас исчезает. Частично это происходит из-за потери интереса к охоте на акул, но и что более тревожно, как прямой результат снижения популяции акул.