Затяжной пыжок

Принято считать, что праотцом современного парашюта был Леонардо Да Винчи, живший в 15 веке. Он развил идею гуманиста 13 века. Роджера Бэкона, считавшего, что человек способен планировать в небе на неком устройстве, которое затем опустит его на землю без риска для жизни. В своем труде Леонардо подробно описал, как его можно изготовить: сшить из накрахмаленного полотна пирамидальный купол со стороной основания не менее 12 локтей и такой же высоты.

Впервые идею великого ученого воплотил в жизнь в 17 столетии…заключенный по имени Лавен, уроженец французкого города Савойи. Он смастерил из простыней шатер, укрепил его веревками и китовым усом, чтобы купол не свернулся, и, взобравшись на крепостную стену Мольянс, решительно шагнул вниз- в воды реки Изер. Приземлился благополучно: конструкция испытание выдержала. Лавен остался невредимым, но от бдительного ока охранников ему скрыться не удалось. Его снова упекли в тюрьму. Какую гамму чувств пережил тот человек во время своего полета? Можно только догадываться, ибо история парашютизма об этом умалчивает.

Столетие спустя другой француз- Жан Думье испытал ” некий ” плащ профессора Фонтанжа. Судьба предоставила несчастному- он тоже был заключенным,-спасительный шанс. За прыжок, в случае благополучного исхода, ему было обещано помилование. И он рискнул-прыгнул с тюремной башни на глазах изумленной публики. Попытка оказалась удачной. Власти сдержали слово, не казнили счастливого обладателя ” путевки в жизнь ” и не только отпустили на свободу, но и выдали кошель с деньгами.

Называться ” парашютом ” парашют стал с легкой руки французкого физика Себастьяна Ленормана: тот изготовил и лично испытал купол оригинальной конструкции, прыгнув с обсерватории. Ленорман и придумал гибридное греческо-французкое слово parachute. Получилось что-то вроде ” против падения “.

 

парашютный спорт

Однажды, в 1910 г. русский конструктор Глеб Котельников, находясь на трибуне Комендантского аэродрома в Петербурге, наблюдал, как во время демонстрационного полета из неожиданно развалившегося самолета выпал и камнем полетел вниз летчик Лев Мациевич. Парашюта, способного сохранить пилоту жизнь, в то время не существовало.
В 1911 г. Котельников зарегистрировал свое изобретение- ранцевый парашют круглой формы, складывавшийся в специальный заплечный металлический ящик. Понятно, что такой бокс для парашюта не совсем подходил летчику. Поэтому впоследствии его заменили матерчатым. На дне появилось еще место для укладки строп. Заслуга русского изобретателя также в том, что он первый разделил стропы на два плеча. Теперь парашютист, держась за стропы, мог маневрировать. Поскольку купол укладывался в заплечный ранец, прыгающий с помощью несложного устройства раскрывал его уже в воздухе, удалившись от падающего или горящего самолета. Принципиальная схема легла в основу всех современных авиационных парашютов. Правда запатентовано изобретение Котельникова было не в России, а во Франции- на родине воздухоплавания. Но как-бы то не было, история парашютизма, начинается с изобретения нашего, русского конструктора.