Первый парашют создал русский изобретатель Глеб Евгеньевич Котельников, сконструировав первым в мире ранцевый парашют. Родился изобретатель в 1872 году, в семье профессора высшей математики и механики Е.Г. Котельникова. После окончания гимназии, поступил в военную школу артиллерии, но после трех лет службы уволился в запас.

Одно время жил в глухой провинции, где работал акцизным чиновником. Затем его очень увлек театр, и когда он вернулся в Санкт-Петербург в 1910 году, стал актером Глебовым-Котельниковым.

Это было время, когда публике показывали свои полеты первые русские летчики. И Глеб Котельников, стал постоянным посетителем аэродромов, так как с детства любил технику, и не мог остаться к таким событиям равнодушным. 7 октября 1910 года на его глазах разбился летчик Мациевич.

Гибель летчика произвела на изобретателя очень тяжелое впечатление, каждый вечер выступая в театре, он все время вспоминал страшную трагедию, и думал как уберечь пилота, если случится авария аэроплана. Он понял, что требуется создать легкий и прочный первый парашют, который будет совсем небольшим в сложенном состоянии. И главное условие- он всегда должен быть на летчике. Тогда в случае аварии пилот сможет выпрыгнуть не теряя времени с борта или крыла любого самолета.

первый парашют Глеба Котельникова

Долгое время он не знал с чего начать, пока не увидел случайно, как через женское колечко пропустили большую шелковую шаль. Он понял, что это лучший материал для изготовления купола, ведь шелк гладкий, прочный и эластичный. Места такой парашют займет немного, а купол из шелка должен хорошо развертываться.

Изначально он думал, что купол из шелка займет так мало места, что его можно будет легко уложить в головной шлем летчика и для его открытия потребуется спиральная пружина. Но как уберечь пилота во время рывка при раскрытии купола? И как лучше прикрепить парашют к летчику? Он не хотел прикреплять парашют на одной веревке к подвесной системе, так как это уже делали за границей. В том месте, где закрепляется веревка, человек испытывает слишком сильный рывок при раскрытии (не то,что современные модели). И когда парашютист снижается, он все время вращается, такое вращение при посадке может быть опасным.

И он решил свой первый парашют сделать по-другому.

Разделить на две части все стропы парашюта и прикрепить их к двум подвесным лямкам. Теперь парашютист, взяв левой рукой за правую, а правой за левую лямку, мог развернуться лицом по ветру. Подвеску решил сделать из нескольких ремней.

Теперь он ясно представлял себе свой первый парашют. Сделал на бумаге набросок, сконструировал небольшую модель и подобрал к ней куклу. В то время он с племянниками жил на даче, и первые испытания вместе с ними провел на крыше своего дачного домика, скидывая оттуда куклу вниз. Первые опыты его очень порадовали, парашют отлично вылетал из шлема, и раскрывшись, опускал куклу на землю. Осталось только рассчитать площадь купола парашюта, на котором может безопасно опуститься человек. весом примерно 80 кг. со скоростью 4-5 м/с. Когда он закончил свои расчеты, то понял что диаметр купола должен быть не менее 50 метров и понял что такой купол в шлем не уложить. Он долго размышлял и в итоге решил уложить купол в ранец.

Изготовив манекен и модель первого парашюта необходимого размера, Котельников с ассистентами подняли куклу на высоту около 50 метров при помощи воздушного змея. Он и его помощники очень волновались, как поведет себя купол во время раскрытия. В то время сильный ветер раздул тлевший трут, перегорела веревочная петля и манекен упал. А при падении нитка от замка раскрыла ранец и оборвалась, купол, выброшенный пружинами, быстро развернулся и плавно опустил манекен на землю. Поначалу они не могли поверить своей удаче, и повторили свой эксперимент еще и еще…

Первый парашют системы Котельникова стал огромным прорывом в создании спасательных средств для авиации.Подвесная система закреплялась на пилоте таким образом, что возникающий при раскрытии купола динамический удар, равномерно распределялся по всему телу, в отличии от ” жюкмеса “, французкого парашюта, крепившегося к одной точке. Масса парашюта была чуть более 7 кг, масса металлического ранца – 2 кг. Купол шили из натурального шелка и вшивали стальной тросик в его кромку, для более надежного и быстрого раскрытия.

К середине 1912 года первый парашют системы Котельникова был полностью доработан и успешно прошел все испытания, но в производство не запускался. Великий князь Александр Михайлович, в то время командовавший авиацией, наложил вето на производство парашютов. Он написал следующую резолюцию: ” Парашюты в авиации – вещь вредная, летчики теперь будут при малейшей опасности, выпрыгивать из самолетов, чтобы спастись на парашютах. Мы ввозим машины из-за границы, поэтому их надо беречь. Самолеты дороже людей!”. И только после окончания Первой мировой войны решено было изготовить пробную партию первых парашютов ( около 70 шт. ) для экипажей самолетов ” Илья Муромец “.